Пробник
1. Самостоятельно подберите определительное местоимение,
которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите
это местоимение.
Русский язык для иностранных учащихся — одна
из лингвистических дисциплин,
которая в равной мере предполагает как обучение языку, внедрение в сознание
учащегося представления о языке как системе, так и усвоение этической стороны употребления в речи языковых средств. В задачи преподавателя,
наряду с отработкой грамматической правильности речи, входит показ уместности и
этичности использования тех или […]
речевых средств, специфики их стилистического функционирования.
Сфера общения иностранца не ограничивается только
профессиональными интересами.
Речевые
конструкции воспринимаются иностранцами как этически нейтральные, в то время
как в русском языке они характеризуются особенностями стилистического
функционирования. Вот почему обучение иностранцев культуре речи должно быть
таким же обязательным, как обучение русскому языку как системе.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов,
в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в
данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЯЗЫК.
Мускулистый орган в ротовой полости позвоночных животных и человека. Говяжий
язык.
2) ДИСЦИПЛИНА.
Самостоятельная отрасль какой-нибудь науки. Исторические дисциплины
3) СТОРОНА.
Грань геометрической фигуры. Сторона треугольника.
4) СРЕДСТВО.
Предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой-либо деятельности.
Средства передвижения. Средства защиты.
5) СФЕРА.
Замкнутая поверхность, все точки которой равно удалены от одной точки
пространства (мат.). Имеет форму сферы.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные
характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст — в соответствии с особенностями
академического подстиля — отличается грамматической усложненностью, которая
проявляется по ряду параметров. Широко используются, например, отглагольные
существительные на —ие/-ние и на -ия/ -ция: обучение, внедрение,
представление, усвоение.
2) Текст характеризуется точностью изложения
информации. Это достигается за счет использования специальных лингвистических
терминов: язык, языковые средства, речь, коммуникативная задача и других; кроме
того, используются слова, которые можно считать межнаучными.
3) Широко употребляются в тексте слова в переносном
значении, устаревшие слова, диалектизмы, просторечия.
4) Тексту присущи сдержанность и строгость тона,
безэмоциональность изложения. Используемые в тексте слова имеют либо
нейтральную, либо книжную стилистическую окраску. Сниженная разговорная
лексика, жаргонизмы отсутствуют.
5) Логичность изложения обеспечивается активным
использованием слов и фраз, выполняющих связующую и оформляющую функцию: для
установления причинно-следственных отношений между фразами используются
элементы «в связи с этим», «вот почему», «при этом».
4. Самостоятельно
подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в
первом предложении текста. Запишите это местоимение.
История науки
знает немало великих имён, с […]
связаны фундаментальные открытия в области
естественных и общественных наук, однако в подавляющем большинстве случаев это
учёные, работавшие в одном направлении развития наших знаний.
В XX в. такой же
по значению величиной в области
естественных наук стал Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к
своей сфере могут претендовать и
естествоиспытатели самых различных направлений, и приверженцы точного
экспериментально проверяемого знания, и историки науки и человеческой мысли, и
науковеды, и, конечно, философы-гуманисты, социологи. Он, несомненно,
принадлежал к тем немногим в истории не только своего народа, но и
человечества, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей картины мира и стать провидцем.
Труды
В. И. Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие многих разделов естествознания, но и
принципиально изменили научное мировоззрение XX века, определили положение
человека и его научной мысли в эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть
на окружающую нас природу.
5. В тексте выделено
пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного
слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОБЛАСТЬ.
Часть страны, территория. Северные области Европы.
2) ВЕЛИЧИНА.
О человеке, выдающемся в какой-либо области деятельности. Пушкин — величина в
поэзии.
3) СФЕРА.
Область, пределы распространения чего-то. Сфера деятельности. Сфера влияния.
4) КАРТИНА.
Произведение живописи. Картины Репина.
5) ВКЛАД.
Вложенная куда-нибудь сумма денег. Выдача вкладов в банке.
6. Укажите варианты
ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера
этих ответов.
1) В тексте представлены все типы речи: описание,
повествование и рассуждение.
2) Для синтаксиса текста характерно использование
однородных членов, причастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.
3) Функции приведенного текста — воздействие на
эмоциональную сферу слушателя.
4) Для фрагмента текста характерно сочетание книжной,
общеупотребительной и терминологической лексики (мировоззрение, фундаментальные
открытия; знание, будущее; среда обитания, эволюция биосферы)
5) Приведённый текст по жанру может быть определён
как статья, фрагмент лекции, реферата или доклада.
7. Укажите варианты
ответов, в которых верно
выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) клАла; 2) взялА; 3) Эксперт; 4) бралА; 5) квАртал
8. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая
ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) занятА; 2) кухОнный; 3) исчЕрпать; 4) вручИт; 5) местностЕй
9. В одном из
приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте
лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное
слово.
В автосалоне были выставлены в основном автомобили
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОГО класса.
Мой брат — человек ПРАКТИЧЕСКИЙ: он никогда не
выбрасывает старые вещи.
У Матвея с детства был ЗВУЧНЫЙ голос.
Песчаная буря, обрушившаяся на северо-запад Китая,
занесла улицы пылью и заставила людей НАДЕТЬ повязки на лица.
Ее постигло НЕСТЕРПИМОЕ горе.
10. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Сотрудники лесничества и пожарные совместными усилиями
потушили разгоревшийся в БОЛОТИСТОЙ местности крупный природный пожар.
Известный режиссёр снял навеянный АВТОБИОГРАФИЧЕСКИМИ
мотивами фильм — групповой портрет своего поколения.
Известный режиссёр ощущал НЕТЕРПИМУЮ потребность
передавать опыт молодым актёрам и поэтому создал свой театр.
ДЛИТЕЛЬНОЕ пребывание на воздухе оказывает
благотворное влияние на человека
11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую
ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.
Опираясь на огромную базу
синонимичных значений, сайт выдаст все возможные поисковые вариативные версии.
12. Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Главную суть своей книги
учёный изложил на научной конференции.
13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРОПОЛОЩИ бельё; около ВОСЬМИСОТ страниц; подпишите
ДОГОВОРЫ; НАИЛУЧШИЙ день; с Восьмым МАРТОМ.
14. В одном из
выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯЖЬ на спину; знаменитые ПРОФЕССОРА; в БОКУ; КРАСИВЕЙШИЙ
рисунок; СМОТРЯ вперёд;
15. Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка
подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с причастным
оборотом
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных
форм
Г) неверный выбор падежной формы существительного с
предлогом
Д) нарушение в построении предложения с косвенной
речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) А душа Маруси, ещё не зажившая от ран и
по-прежнему кровоточащая, тем не менее продолжала мечтать о чём-то прекрасном,
никогда не теряющего своей значимости.
2) Вера, выбирая свои пути наперекор рассудка и даже
с азартом и упрямством опрокидывая рассудочные преграды, идёт далее по
избранным ею путям, как если бы ехала по рельсам.
3) Ради этих неуравновешенных, как у бабочки,
порханий, ради мгновенной виртуозности, состоявшей не в стремительности и
стройности, а в неправомочной, аляповатой точности, выглядевшей гирляндой
совершенного везенья, Королёв стал чуть не каждый день под вечер приходить в
машинный зал.
4) Мы утверждаем, что дальнейшее накопление данных о
ходе эксперимента, в числе которых и результаты настоящего исследования, дают
возможность увереннее судить об обсуждаемом нами явлении.
5) На выставке дивногорцы, помимо костюмов, сшитых и
украшенных своими руками, представляли кукол-катанок в одеждах, повторявших
костюмы участников «Тропины»; свадебных кукол; карманы-лакомники, которые носят
на плече и на поясе; вышитые на шёлке броши, гайтаны, нашейные украшения,
бисерные цепи и многое другое.
6) В письме нам было чётко сказано, что если вы
хотите пойти на компромисс, то делать это нужно как можно быстрее, что вы не
должны понапрасну тянуть время, так как ситуация может выйти из-под контроля,
поэтому мы решили последовать этому совету и договорились о встрече с
ответчиком.
7) Сразу по прилёте из-за рубежа нашу группу
отправили на медицинское обследование, а в ожидании результатов множества
анализов мы находились в специальной палате, куда был запрещён вход всем, кроме
медперсонала в защитных костюмах.
8) Я помню, что во время игры в прятки в детстве мы
договаривались о следующем: если кого-то из нас невзначай найдёт кто-то из
взрослых и выдаст наше местонахождение, то этот тур не засчитался — мы
остановим игру и начали заново.
9) В одной небезызвестной книге я прочитал о том, что
всем нам, живущим на земле, стоит быть добрее к себе и окружающим, ведь люди не
боги, а значит, им свойственно ошибаться.
16. Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из
второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение построения предложения с причастным
оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением
Г) ошибка в построении предложения с однородными
членами
Д) нарушение в построении сложного предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Как хозяева, так и гости находились в прекрасном
расположении духа: постоянно шутили и смеялись.
2) Я люблю не только читать газеты, но и журналы.
3) Вернувшись домой, я вдруг осознал, что на улице
стало уже совсем темно.
4) Те, кто называют себя патриотами, должен хорошо
знать родной язык.
5) Я с Максимкой на руках долго гуляла по зоопарку, и
мой малыш, глядя на зверей, явно получал огромное удовольствие.
6) Я спросил у прохожего о том, что есть ли
поблизости какая-нибудь станция метро.
7) Лежавшая книга на полке была той самой, которую я
давно искал.
8) Среди ранних публикаций А. И. Солженицына следует
отметить рассказ «Матрёнин двор».
9) В кинотеатре «Чайке» скоро появится ещё один зал.
17. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах
одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) отр..слевой, парад..ксальный, переск..чить; 2) пер..одический,
перекл..каться, пос..невший; 3) пл..вучий (мост), пов..р, пож..леть; 4) пол..скать
(кошку), пол..гаться, к..чевать (с места на место); 5) ж..сткий, ж..кей,
ж..нглер.
18. Укажите варианты
ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
1) кровообр..щение, утр..мбованный, пол..скать (кота);
2) ум..лять (о помощи), нераст..ропный, др..матический; 3) разв..вающийся
(флаг), отбл..ставший, пол..мический; 4) благосл..влённый, распол..жение,
скл..няться; 5) вд..хновлённый, непром..каемый, погл..щённость
19. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах
одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..церемонный, и..коренить, и..подлобья; 2) пр..уныть,
беспр..страстный, пр..смотрелся; 3) дез..нформированы, мед..нститут,
от..грался; 4) вз..ерошить, компан..он, из..ян; 5) по..крепить,
о..глагольный, о..бить (атаку).
20. Укажите варианты
ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать; 2) сверх..естественный,
с..ёмка, двух..ярусный; 3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера; 4) чере..чур,
и..синя-чёрный, бе..крайний; 5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный
21. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах
одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ткан..вый, отчётл..во; 2) застр..вание, сол..вой;
3) трав..нистый, им..нной (билет); 4) навед..ваться, аплодир..вали; 5) камыш..вый,
нож..вка
22. Укажите варианты
ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
1) удоста..вать, масл..це; 2) отво..вав, плать..це;
3) локт..вой, ключ..к; 4) угр..ватый, досто..н; 5) дешев..нький, баш..нка;
23. Укажите варианты
ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.
1) невид..мый, отмет..м (юбилей); 2) завис..вший,
постел..шь; 3) удво..нный, неча..нный; 4) пыш..щий (здоровьем), (они что-то)
бормоч..т; 5) незыбл..мый, пове..вший (с юга);
24. Укажите варианты
ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите
номера ответов.
1) посе...вший зерно, самокле..щаяся бумага; 2) провер..вший,
обессил..вший от ран; 3) неприемл..мый, напиш..м письмо; 4) вы обижа..тесь,
вы обид..тесь; 5) замеш...нное тесто, замеш...нный в преступлении
25. Укажите варианты
ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера
ответов.
1) (НЕ)РАСПРОДАННЫЕ игрушки уценили.; 2) (НЕ)РАСПРОДАННЫЕ
к празднику игрушки уценили.; 3) Дорога (НЕ)РОВНАЯ, зато самая короткая.; 4) Дорога
была далеко (НЕ)РОВНАЯ, хоть и самая короткая.; 5) Вдоль улиц громоздятся горы
(НЕ)РАСТАЯВШЕГО снега.;
26. Укажите варианты
ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Это был (НЕ)СПОКОЙНЫЙ во все времена южный город; ;
2) Яма оказалась (НЕ)ГЛУБОКАЯ, но широкая; ; 3) Посетители (НЕ)СПЕША проходят
по залам музея, открывшегося после реставрации. ; 4) Для каждого писателя
Пушкин — удивительный пример (НЕ)СТАРЕЮЩЕГО мастерства.; 5) Это был самый
обыкновенный, ничем (НЕ)ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ бой.;
27. Укажите варианты
ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.
1) Почти (НА)ОЩУПЬ, вытягивая (ВО)ТЬМУ руки для
подстраховки, он двинулся к смутно угадываемому в ночи придорожному дереву.; 2) Остановились
в прежнем (МИНИ)ОТЕЛЕ, где всё было по-старому, где перед входом всё ТАК(ЖЕ)
дремал охранник.; 3) (В)ОБЩЕМ, эти два дивана в торговом зале не отличались
друг от друга, хотя, (НА)СКОЛЬКО нам было известно, производители у них были
разные.; 4) Сунув (ПОД)МЫШКУ бутылку с водой и газету, дедушка вышел на
террасу, и мы хорошо знали, что (В)ТЕЧЕНИЕ пары часов его нельзя беспокоить.; 5) (ПО)НАЧАЛУ
новая работа радовала Катю, но скоро она начала осознавать, что задержаться
здесь на несколько лет она (НА)ВРЯД ли сможет.;
28. Укажите варианты
ответов, в которых все выделенные слова пишутся через ДЕФИС. Запишите номера
ответов.
1) – Может быть, КТО(НИБУДЬ) из вас хорошо говорит
(ПО)АНГЛИЙСКИ? – спросил он, обернувшись к медицинскому персоналу.; 2) ЧТО(ТО)
мохнатое с жадным урчанием вцепилось в мои пальцы, едва я высунула ногу (ИЗ)ПОД
одеяла.; 3) Вы не можете поверить, что КТО(ТО) может (ПО)НАСТОЯЩЕМУ любить
вас.; 4) ВРЯД(ЛИ) мы станем прикладывать большие усилия, если поймём, что
работаем (В)ПУСТУЮ.; 5) Они приехали в Севастополь и остановились в небольшой,
(ПО)ДОМАШНЕМУ обставленной гостинице, ЧТО(БЫ) отдохнуть как следует.;
29. Укажите все цифры,
на месте которых пишется НН.
Солнце медленно поднималось
из осе(1)его марева, село обозначилось верхушками более явстве(2)о, оттуда
донеслись петуши(3)ые крики, в поле уже пасся смеша(4)ый табун овец и коз.
30. Укажите все цифры,
на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Я терпеливо обследовал
песча(1)ую отмель и свежий намыв гальки в поисках интересных камешков; дул
лёгкий ветерок, волны были кротки и смире(2)ы. Мне чудилось, что я брожу в
таинстве(3)ом, оставле(4)ом всеми мире.
31. Расставьте знаки
препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Запишите номера этих предложений.
1) Творчество Есенина определяется не только
традициями «золотого века» но и сильным влиянием нового поэтического мышления. 2) Мы
теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие
неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы. 3) Старик
всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками. 4) Надо было
очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для
привала. 5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и
скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи.
32. Расставьте знаки
препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Запишите номера этих предложений.
1) Анна держала в руках вязанье но не вязала а
смотрела на гостя странным и недружелюбным взглядом. 2) Аркадий Павлыч налил
себе рюмку красного вина поднес её к губам и вдруг нахмурился. 3) На столе и
на подоконнике лежали две раскрытые книги несколько исписанных тетрадных листов
чертежи различных размеров. 4) Всякую попытку заговорить с ним он обрывал или
желчной любезностью или дерзостью. 5) В парке вороны перелетают с одного
дерева на другое и собирают с земли крошки чёрного хлеба.
33. Расставьте все знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
К вечеру дед Трофим (1)
надев тулупчик (2) вышел из избы и появился на пороге только через пару часов с
вязанкой дров; покрытый (3) сизым инеем (4) он был похож на Деда Мороза.
34. Расставьте все знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Слова (1) образованные от
географических названий (2) довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3)
вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.
35. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять
запятая(-ые).
Живу, пишу не для похвал; / Но я бы(1) кажется(2)
желал / Печальный жребий свой прославить, / Чтоб обо мне, как верный (3)друг, /
Напомнил хоть единый звук. / И чье-нибудь он сердце тронет; / И, сохраненная
судьбой(4) / Быть может(5) в Лете не потонет / Строфа, слагаемая мной... /
36. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять
запятая(-ые).
Раннюю поэзию С. Маршака (1)
пожалуй (2) можно назвать импрессионистской: она (3) кажется (4) призрачной и
каждый образ оставляет впечатление тайны.
37. Расставьте все знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Чехов словно не умел подолгу
удерживать в фокусе узор жизни (1) суть (2) которого (3) повсюду выхватывал его
гений (4) поэтому он стал мастером коротких рассказов.
38. Расставьте все знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
«Барство дикое» (1) несовместимо со свободой (2) гимн
(3) которой (4) прозвучал уже в ранних стихах Пушкина.
39. Расставьте знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Самоуверенный генерал со
своей убеждённостью в том (1) что не то хорошо (2) что хорошо (3) а то хорошо
(4) что ему пришло в голову (5) написал в послании первые слова (6) которые
пришли ему в голову (7) и (8) которые не имели смысла.
40. Расставьте все знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Рука его дрожала (1) и (2)
когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком
приливает кровь к сердцу.
41. Найдите
предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом
пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Чегемское ущелье — одна из настоящих жемчужин
Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая
Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье
проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — наиболее узкая его
часть. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными
стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся
рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены
теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За
Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья
возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта —
Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м).
(7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает
мощный ледник — передвижение по нему очень опасно.
42. Найдите предложения, в которых запятая ставится в
соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих
предложений.
1) Чтобы почувствовать духовные богатства древней
русской литературы, необходимо взглянуть на неё глазами её современников. 2)
Перенесёмся мысленно в начальные века русской истории, в эпоху нераздельного
существования восточных славян. 3) Русская земля огромна, поселения в ней
редки. 4) Чтобы проехать из конца в конец Русскую землю, надо много дней
провести на коне или в ладье. 5) В огромных просторах люди с особенной остротой
ощущали и ценили своё единство — и в первую очередь единство языка. 6) Роль
литературы также становится особенно значимой. 7) Она служит той же цели
объединения и выражает народное самосознание единства.
43. Какие из
высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Улетающие журавли родили в сердце Берга обиду:
они, как предатели, покидали этот чудесный край.
2) Слова бойцов, которые Берг вспомнил, находясь на
озере, побудили его написать пейзаж.
3) Сын лесника Ваня Зотов помог Бергу: перевёз его на
дальний берег озера.
4) Сентябрьская природа поразила Берга, вдохновила на
создание первого в его жизни пейзажа.
5) Отправляясь к другу Ярцеву, Берг взял с собой
масляные краски и акварель.
(1)Когда при Берге
произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы вокруг,
не понимал, когда бойцы говорили: «(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней
из родной реки».
- (4)Трепотня! -
мрачно говорил Берг. - (5)У таких, как мы, нет и не может быть родины.
- (6)Эх, Берг,
сухарная душа! - с тяжёлым укором отвечали бойцы. - (7)Ты землю не любишь,
чудак. (8)А ещё художник!
(9) Может быть,
поэтому Бергу и не удавались пейзажи.
(10) Через
несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские леса, на озеро, где
проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там около месяца. (11)Он не
собирался работать и не взял с собой масляных красок, а привёз только маленькую
коробку с акварелью.
(12)Целые дни он
лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы и травы, собирал ярко-красные
ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по
лимонному полю были разбросаны чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного
пепельного оттенка и вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние
листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью.
(14)На закатах
журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня Зотов, сын
лесника, каждый раз говорил Бергу:
- (15)Кажись,
кидают нас птицы, летят к тёплым морям.
(16)Берг впервые
почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они бросали
без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр,
непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего
смолой и сырыми болотными мхами.
(18)Как-то Берг
проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу,
а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в
книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он
понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от
сентябрьского неба и солнца.
(22)Берг взял
краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его
на дальний берег.
(24)Берг
торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что
дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле
изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг
работал как одержимый, пел и кричал.
...(27)Через два
месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был
участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот
раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд
акварелью, сделанный этим летом, - мой первый пейзаж».
(29)Спустя время
Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими неуловимыми путями
появилось у него ясное и радостное чувство родины. (31)Оно зрело неделями,
годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень, крики
журавлей и Ваня Зотов.
- (32)Эх, Берг,
сухарная душа! - вспомнил он слова бойцов.
(33)Бойцы тогда
были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со
своей страной не
только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала
его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем
раньше.
44. Какие из
высказываний не соответствуют
содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) С мальчиком, которого встретила рассказчица, никто
из сверстников не хотел дружить.
2) По мнению рассказчицы, многие взрослые расценивают
отсутствие наивности у ребёнка как шаг вперёд в развитии юного поколения.
3) Родители ребёнка, о котором идёт речь, испытывали
чувство недоумения от вопросов своего сына.
4) Рассказчицу радует тот факт, что дети сегодня
другие, не такие, как раньше, а более смышлёные и развитые.
5) Мальчика интересовало всё вокруг, он беспрестанно
задавал вопросы, которые были гораздо глубже, чем могли показаться на первый
взгляд.
(1)Сегодня я увидела
ребёнка... (2)Многие говорят, что дети сегодня стали другие, и с большой
радостью объясняют: они ведут себя совсем как взрослые. (3)И ещё говорят, что
теперь дети более «смышлёные» и усваивают всё гораздо быстрее. (4)Взрослые
радуются их вопросам не к месту, а потерю - если не сказать отсутствие -
наивности расценивают как шаг вперёд в развитии юного поколения. (5)Именно
поэтому ребёнок, которого я сегодня увидела, привлёк моё внимание. (6)Он на
самом деле был ребёнком - доверчивым и бесхитростным, как и должно быть в его
возрасте, с сияющими, любопытными глазами, с живыми и лёгкими движениями,
естественными для человечка, не так давно появившегося на свет. (7)Я видела,
как он идёт, пытливо глядя на всё вокруг и стараясь раскрыть тайну, спящую за
внешней стороной предметов и событий. (8)С его губ беспрестанно слетали вопросы
- так велика была в нём жажда познания.
(9)Вопросы,
которые он задавал, были простыми и одновременно глубокими именно благодаря
своей простоте. (10)Он хотел знать всё о небе, о звёздах, о границах Вселенной.
(11)Он хотел знать, почему насекомые летают и почему у человека нет крыльев.
(12)Он хотел знать, отчего люди плачут и почему ему иногда хочется смеяться и
кричать... (13)Но родители ответили ему лишь улыбкой и шутками. «(14)И в кого
только пошёл этот малыш? (15)Он ни в чём не похож на нас... (16)И мне даже
стыдно за его вопросы, такое впечатление, что он совсем ничего не понимает...
(17)Почему ты не такой, как остальные твои товарищи? (18)Почему ты не играешь с
друзьями? (19)Сынок, что ещё я могу рассказать тебе про луну, если не знаю
больше того, что уже рассказал?»
(20)Прежде сияющий
и счастливый взгляд ребёнка сделался хмурым, как осенние небеса, на него легла
тень, которая лучше тысячи словарей могла бы рассказать, что такое грусть.
(21)И мне кажется, что именно в этот миг он утратил свою доверчивость и
непосредственность и, сам того не желая и не понимая, раньше времени
повзрослел. (22)Он усвоил жестокий жизненный урок: надо молчать, сталкиваясь с
непониманием, прятать в глубине души свои сокровенные мечты, не говорить о
прекрасном, а высказывать лишь то, что другие хотят услышать.
(23)И если сначала
я увидела ребёнка, то теперь передо мной был взрослый человек, на чьих плечах
лежал груз пережитого, груз боли и грусти. (24)Почему мы обрекаем на гибель
красоту и невинность? (25)Где тот ребёнок, который когда-то жил в нас и чей
голос до сих пор должен был бы звучать в нашем сердце, пробуждая неисчерпаемое
любопытство и потребность в любви? (26)Неужели мы больше не способны воспринимать
доброе и чистое? (27)Неужели наше взросление обязательно связано с потерей
детского умения удивляться?
(28)Печальным
оказался тот день, когда я увидела этого ребёнка.
(29) Теперь я
неустанно буду всматриваться в лица окружающих в поисках другого такого же
взгляда, который поведает мне о бесхитростности первых идеалов, ещё не
загрязнённых разгулом современного ритма жизни.
(30) Я буду искать
юные, пытливые и нежные глаза; глаза, в которых отражается тоска по небу и
вечным вопросам, что находят ответ лишь в глубине человеческой души, спящей
сегодня в ожидании лучших времён.
Комментарии
Отправить комментарий