Лексика + типы текста

 

Подтверждение \ причина.

 

1. Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться.  Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие.  А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»  Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений.  Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания  — это серьёзная работа.

 

2. Нам никогда не избавиться от будней.  Они будут всегда.  Они составляют материю нашей жизни.

 

3. Они будут стоять насмерть за свои детские дворы, где гоняли в футбол, за чердаки домов, на которых жались друг к другу голубятни, за берег речки и летние каникулы, проведённые в пионерском лагере, за свою школу, в которой день за днём постигали, «что такое хорошо и что такое плохо», за девчонок, с которыми целовались в скверах после выпускного бала…  Поэтому они окажутся сильнее любых вражеских «мёртвых голов» и станут непобедимыми.

 

4. —  Катастрофа в животе.  Лёгочно-сердечная недостаточность.  Вряд ли старик доживёт до утра,  — сказал он сестре.  —

 

5. Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.  Во-первых, идеограммы понятны независимо от языка (химические формулы, математические символы), во-вторых, они не только сокращают запись, но и помогают научному мышлению (прогресс математики обязан главным образом введению специальной символики, созданию «языка математики»).  А в-третьих, такая символика становится понятной не только любому человеку, но и компьютерам.

 

6. Наукой заниматься необходимо.  По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу.  При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.

 

7. В одиннадцатом классе учиться весело.  Шутим чаще, смеёмся громче, ссоримся реже.  Вообще не ссоримся!

 

8. Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано.  Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо.

 

 

Просторечия

 

1. Дети будут реветь с утра до вечера, хотя он всё равно уже тает понемногу: скоро весна, мокнут и дымятся в полдень соломенные крыши...   Хрущёв осторожно кладёт ребёнка на подушку и осторожно выходит.  В прихожей он надевает оленью шапку, оленью куртку, застёгивается, поднимая чёрную узкую бороду.  Потом отворяет тяжёлую дверь в сени, идёт по скрипучей тропинке за угол дома.  Луна, невысоко стоящая над редким садом, что сквозит на белых сугробах, ясна, но по-мартовски бледна.

 

2. Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди  — люди «комплексующие».  Слабаки.

 

3. — Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает!  — недоверчиво отмахивались от него.  —  Откуда в наших местах антилопы?

 

 

Антонимы

 

1. —  Мех заячий…  Ничего, крепка, рублей пять стоит.  Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд…  «Где же, в самом деле, люди, где их сердца?  Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…»   Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался.  На глазах его выступили слёзы – крупные, блестящие, крокодиловы слёзы.

Лёд на Мойке был выпуклый, рябовато-белый, словно не чёрная вода замёрзла, а белое молоко.

 

2. Мальчик послушно ответил: –  Артур Конан Дойль, «Долина ужаса». –  Не «Конан Дойль», а «Конан Дойл».  Повтори, пожалуйста, имя автора. –  Артур Конан Дойл, – с покорностью повторил мальчик. –  Не понимаю, откуда у тебя это мягкое «эль» на конце? –  Так ребята говорят... –  Не надо подражать «ребятам».  Мы должны быть не хуже их, а лучше.  Не ниже их по развитию, а выше.  Понял?

 

3. Многие говорят, что дети сегодня стали другие, и с большой радостью объясняют: они ведут себя совсем как взрослые.

 

4. Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников.  Просто они другие.

 

 

Синонимы

 

1. — Да тут любому упасть  — нечего делать.  Я сам чуть в эту дыру не свалился...

 

2. В этом заключается основа и главная трудность справедливости: людей  — бесконечное множество; все они различны; как сделать, чтобы каждый получил согласно справедливости?  Если люди неодинаковы, значит, и обходиться с ними надо каждый раз согласно их живому своеобразию.

 

3. —  Я помню, мне что!  — хмуро бормотал парень, задирая голову и поводя глазами. —  А мне...  Я всю жизнь для тебя...  Ты знай это! —  Сказано... – бубнил парень, равнодушно глядя себе под ноги.

 

4. Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта!

 

5. Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.   Забыли, возьмите,  — глухо произнёс Селиван.   Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Грамматические ошибки

Синтаксические ошибки

Лексические ошибки 3